K_to_K - Keys to Knowledge/Ключи к знанию (k_to_k) wrote,
K_to_K - Keys to Knowledge/Ключи к знанию
k_to_k

Category:

Стихи, которые все же “учатся”. :)

Пару дней назад в обсуждении сложностей запоминания стихов, я говорила, что часто преодолеть трудности помогает предтекстовая работа: предварительное воссоздание/проигрывание/разбор ситуации с подбором слов (из текста) для описания. Т.е. вместо предъявления текста и последующего поиска схожих ситуаций в опыте ребенка и вытягивания эмоционального отклика, мы сначала вызываем отклик и/или пробуждаем память, а потом предъявляем стихотворение.

Говоря “графически”,
--> первый вариант прорисовывает в ментальном и языковом опыте некий “отрезок прямой”, ограниченный текстом и частью опыта: “там (в стихах), как у меня...”; и если подходящего опыта у ребенка не окажется, то получится “в стихах так-то...”. В центре внимания стихотворение. Эмоциональное включение исчезает, интерес улетучивается.
--> второй -- игра-текст-опыт -- обрисовывает некоторую область: “у меня, как в стихах, а в стихах, как у меня”; даже если у ребенка не окажется собственного подходящего опыта, предварительно обыгранная ситуация “выведет" ощущения на “я играл/знаю как в стихах”. В центре внимания собственный опыт. Эмоциональное включение остается, интерес удерживается дольше.

Предлагаю вашему вниманию два стихотворения Агнии Львовны Барто.



ТЕКСТЫ:

[ТАК НА ТАК Решили два Ивана Меняться без обмана...]ТАК НА ТАК

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.

Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.

Друзья не ищут выгод:
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: — Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.

Так целый день менялись
И при своем остались.


Возраст 4-8 лет.
Обыгрываем обмены, обсуждаем варианты.
Стихотворение, можно сказать, “встраивает" Винительный падеж объекта в телесный опыт.


[В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ Я дверь открыл своим ключом. Стою в пустой квартире.]В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ

Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчён,
Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу,-
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: "Не шуми!"
Никто не скажет: "Не свисти!"
Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу...
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.


Возраст 7-10 лет.
Дети постарше; предтекстовую работу можно основывать на вопросах. Даже если не у всех есть опыт “пребывания одному”, то уж опыт "перемены настроения" к семи годам есть у всех.
Текст от имени мальчика.
Стихотворение отлично сочетается с песней Г.Гладкова и А.Кушнера “Пой, Вася!” (другое название “Не шумите!”).

[ПОЙ, ВАСЯ! Не шумите! А разве мы шумели?]ПОЙ, ВАСЯ!

Не шумите!
А разве мы шумели?
Ну Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе.

Восемь пятых размер соблюдая,
Таня хлопала дверью сарая,
Саша камнем водил по стеклу,
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом!

Но не громко и редко
Не шумите! - сказала соседка.
А никто и не думал шуметь
Вася пел, ведь нельзя же не петь.

А что голос у Васьки скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей.
Кто стучал, кто гремел, кто гудел,
Чтобы он не смущался и пел.
Пой, Вася!
Tags: 10, 4, 5, 6, 7, 8, Аудирование, Барто А.Л., В.п., Глаголы, Гладков Г., МОТИВАЦИЯ, ПАДЕЖИ, РК2Р, РКН, РКР, СтиХИТ, методика, стихи, учим стихи
Subscribe

Posts from This Journal “учим стихи” Tag

  • Осеннее.

    Ну да, на дворе июнь. Но материал-то к осени готовить надо, не так ли? Запланировать заранее пару подводящих упражнений не помешает. Можно…

  • Перово -- Пушкино. Дачное. Д. Кедрин.

    Я Много видевший, много знавший, Знавший ненависть и любовь, Все имевший, все потерявший И опять все нашедший вновь. Вкус узнавший всего…

  • Кошки. Окошки. Дорожки. Сапожки.

    Лидия Филатова. Дремлет кошка на окошке, Замурлыкала во сне. -- Ты скажи скорее, кошка, что приснилося тебе? Лидия Филатова. Дождик,…

  • Стихи о собаках и кошках тоже.

    Собачье-кошачьи стихи Бориса Заходера и Юнны Мориц. Аудио с сайта http://chudo-kit.ru/. Борис Заходер. Про пса ( тут аудио) Жил на свете ПЁС…

  • Когда стихи не учатся.

    Из бесед в фб. "Часто причина в маленьком объеме оперативной памяти в раннем детстве. Дети вынуждены находить пути хоть как-то запомнить и те, кто…

  • Берёза. Урок с аппликацией.

    Урок по стихотворению Сергея Есенина “Берёза”. 1.--> Прослушать стихотворение. 2.--> Пояснить малоупотребительные слова: “кайма”, “кисти”,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments