K_to_K - Keys to Knowledge/Ключи к знанию (k_to_k) wrote,
K_to_K - Keys to Knowledge/Ключи к знанию
k_to_k

Categories:

Как писать: лаЯт или лаЮт?

Трудный случай. Вопрос.

"...вот есть слово "лаЯть", мы знаем, что оно 1 спр, поэтому его окончание в 3л мн ч -ют, "лаЮТ". Но ребенок пишет "лаИТЬ", дальше определяет его как 2 спр и в таблице находит "правильное" окончание -ят, лаЯТ."
Что делать?



После гласных (в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы И или Я.
Ваш случай: ла-я-ть - усекаемая основа - ла-ю, ла-ет -- Я выпала)
--> Буква И пишется после гласного О, напр.: стоить, строить, успокоить.
--> Буква Я пишется после гласных А, Е, У, напр.: лаять, таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драИть и клеИть, где после гласных а и е пишется И.

Для билингвов вариантов работы три:

0.1. Близкий к уровню РКР (русский_родной): ввести понятие усекаемая/неусекаемая основа (и выучить два исключения).
Работа с основой -- высокий уровень, но в русском на тип основы много "завязано", поэтому вводить понятие основа имеет смысл, особенно со старшими, + с образованными студентами, + с теми, у кого хорошо обстоят дела с письменной речью
С точки зрения спряжений У(усекаемая) и НУ (неусекаемая) основы работают так:
I спряжение от обоих типов основ и от У (усекаемой), и от НУ(неусекаемой).
II спряжение -- только от У (усекаемой).
Значит, глаголы с НУ -- всегда только I спряжения.
Глаголы с Усекаемой основой на гласный (кроме О) --> тоже I спряжения (кроме клеИть и драИть).


1.1. Уметь разъяснить про основы полезно еще и для осободотошных, которые непременно желают знать "почему-именно-так". (тут смайлик "рука-лицо")
В скобках замечу, что на все "почему" дотошных иногда достаточно просто разок-другой продемонстрировать разбор, показывая, что объяснение имеется, и вы им владеете, а потом дать всей группе задание выучить исключения, а всех желающих разбираться дальше/глубже пригласить на дополнительное занятие (по принципу "все вопросы после уроков"). Тут главное свободы выбора не предлагать:). В данном случае помогает еще аналогия с таблицей умножения.
Можно записывать пример в виде сложения и пересчитывать, прибавляя, а можно записать укороченно в виде "столбиков", запомнить и пользоваться.

0.2. Представлять глаголы по принципу РКИ с привязкой к модели, но по мере появления глаголов обратить внимание еще и на этот ряд, ориентируясь на слово-помощник ПРИПАЯТЬ (Я под ударением).
"Всё пиши, как припаять -
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Этот путь дает представление, о группах и моделях; и дает основу понимания, что причины "почему так" конечно же есть, но "сейчас проще запомнить".

0.3. Просто исправить, когда ошибка повторится -- обратить внимание и выучить ряд слов из стихотворения выше.

[Тексты, которые помогут запомнить правописание]Тексты, которые могут помочь запомнить правописание:

1. Переделанный рифмованный текст по стихотворению А. Барто "Она с утра лежит, не лая"

Она с утра лежит не лая,
Моя собака пожилая.
Лежит и смотрит не ворча,
На прилетевшего грача.

Тут работает рифма "лая - пожилая".

2. Поговорка:
Собачка лает — хозяину весть подаёт.

3. С поговоркой вместе сработает рифмовка "Злая собака".

"Злая собака"

Вот человек шагает, --
Собака громко лает.
Машина проезжает, --
Собака громко лает.
Мальчишка пробегает, --
Собака снова лает.
Она предупреждает,
Что дом свой ораняет.
Tags: fb/фб, Барто А.Л., Глаголы, ГрамРаб, РК2Р, РКН, РКР, РабУр, пословицы-поговорки
Subscribe

Posts from This Journal “ГрамРаб” Tag

  • И кое-что о себе...

    Какой замечательный во всех отношениях стих! Лариса Рубальская Я сама с собой дружу... Я сама себя нашла! Я сама себе важна! Я сама себя открыла,…

  • Про игрушки.

    Классные истории о любимых и памятных игрушках. С одной стороны -- психология как на ладони: кому потрогать, кому посмотреть, кому эмоции…

  • Полезное.

    Пара ссылок на материалы по русскому. М.В.Курышева ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ…

  • Удачники и удачи. :)

    Я с новостями. Во-перевых, оказывается, у стихотворения Юрина Басина "Удачник" есть... продолжение. :) Другого авторства, но тема вполне себе…

  • Ученик одной темы. Покемоны.

    Наверное, вам знакома ситуация, когда ученик согласен делать что угодно, но только на одну тему. У меня таких было несколько. С одним я узнала…

  • Соблюдайте дистанцию! Грамотно.

    Я как-то уже говорила, что измерения с детьми чего угодно "в попугаях и яблочках", на самом деле, очень полезное занятие. Теперь предлагаю вам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments