Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Привет!

Полезное.

Пара ссылок на материалы по русскому.




М.В.Курышева ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА : ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

[Содержание пособия.]Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

2. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Формирование фонетической системы гласных русского языка
2.2. Формирование фонетической системы согласных русского языка

3. ЗАКОН ОТКРЫТОГО СЛОГА И ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА

4. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ

4.1. Органическое смягчение заднеязычных
4.2. Органическое смягчение отдельных согласных и групп согласных перед j

5. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ

5.1. Утрата носовых гласных в древнерусском языке и ее последствия
5.2. Образование слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-
5.3. Падение редуцированных в древнерусском языке

6. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

6.1.Части речи в древнерусском языке конца 10 – нач. 11 вв.
6.2. Формирование категорий имен существительных
6.3. Формирование лексико-грамматической группы имен прилагательных
6.4. Формирование класса местоимений
6.5. Формирование основных грамматических категорий глагола
6.6. История формы инфинитива

7. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА РУССКОГО ЯЗЫКА

8. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

9. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

9.1. К разделу «Формирование фонетической системы гласных и согласных звуков русского языка»
9.2. К разделу «Формирование морфологической системы русского языка»
9.3. К разделу «Формирование лексического состава русского языка»
9.4. К разделу «Становление графической системы и орфографии русского языка»

9.5. Упражнения обобщающего характера

Задания для самостоятельной работы
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА



Курышева М.В. РУССКИЙ ЯЗЫК: СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

[Содержание пособия.]Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

I.СИНТАКСИС КАК НАУКА

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. Словосочетание как синтаксическая единица
2. Характеристика словосочетаний
3. Классификации словосочетаний
4. Синтаксические отношения в словосочетании
5. Синтаксическая связь в словосочетании

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Модальные и формальные типы простого предложения
2. Предикативная основа двусоставного предложения
3. Предикативная основа односоставного предложения
4. Второстепенные члены предложения
5. Однородные члены предложения
6. Обособленные члены предложения
7. Осложненное предложение

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Контрольные работы по синтаксису словосочетания и простого предложения
Контрольная работа по синтаксису осложненного предложения
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Привет!

Удачники и удачи. :)

Я с новостями.
Во-перевых, оказывается, у стихотворения Юрина Басина "Удачник" есть... продолжение. :)
Другого авторства, но тема вполне себе раскрыта. :)

[И молчит... А он, смышлёныш, От ожиданности вздрогнул, А затем, пригладив бритость, Шатко валко подошёл. На неё престанно глядя, Улыбнулся уловимо И воскликнул возмутимо:]
И молчит... А он, смышлёныш,
От ожиданности вздрогнул,
А затем, пригладив бритость,
Шатко валко подошёл.
На неё престанно глядя,
Улыбнулся уловимо
И воскликнул возмутимо:
- Здра-а-асте! Ужто это ты?

Ах, сравненная знакомка,
Как же ты лицеприятна!
Знаешь, лишь тебя я взвидел -
Медля чаянно взлюбил!
Ты - казистая величка
Бесной красоты сказанной!
Жность к тебе с тех пор питаю,
Вольник я твоей любви!

Очень гаданно и жданно
Ты сегодня появилась,
Но с твоих былиц суразных
Мне впервой доумевать.
Да, конечно, это лепо,
Да, сусветно и приглядно...
Льзя поверить им нароком,
Есть в словах твоих дочёт...

Помнишь, как на прошлой деле
Мы, приютных вдоль боскрёбов,
Слись по ровностям дороги
Мимо оновых огней?
Как, весомости не чуя,
В чёрном мецком "Мерседесе"
Мы с тобой сквозь мрак проглядный
Мчались ведомо куда?

И потом тропой пролазной
Мимо хоженых дорожек
Проходимыми путями
Провожал тебя домой...
И шептал я возмутимо,
Что мне ймётся, я насытный,
Даже в настную погоду
Мне втерпёж и вмоготу...

Так во время этой встречи
Преминул тебе сказать я,
Что я был сказанно счастен,
Изгладимо впечатлён,
Что мою ума далёкость,
Мою дюжинную силу,
Все счислимые достатки
Я к ногам твоим сложу,

И запас прикосновенный
Подарю сокровищ сметных,
Долг перед тобой оплатный
Я пременно погашу,
Мой сгибаемый характер,
Поворотливость и брежность,
Кчёмность, чтожество и вежество
Тебе я покажу!

Будем очень счастной парой
Будут крупные домолвки,
Выносимые рвотрёпки..
О, нам будет сдобровать!
Будут тысячи поладок
Сто увязок и урядиц.
И спроста приятность эту
Мы с тобой переживём!!!
:)


А во-вторых, на EduNeo по стихотворению появилась разработка Натальи Степановны Новиковой "Приходи ко мне идея, ненароком, невзначай", или Нечаянные радости преподавателя.
Привет!

Наглядно о том, почему с книжками в младенчестве лучше обождать.

Ну и про обращенную к ребенку речь.



(имхо) У этого ребенка даже и не задатки, а способности, каких поискать.
Привет!

Диафильм. Развитие речи 1класс.

Темы.
1. Распорядок дня. Что я делаю после школы.
2. Глагольная работа по стихотворению Маршака "Вот какой рассеянный."
3. Составление рассказа по картинкам.




Плеер, конечно же, тот самый, от которого все сейчас отказываются. :( Понятия не имею, что надо сделать, чтобы все изображения были нормально видны.
Привет!

Перово -- Пушкино. Дачное. Д. Кедрин.

Я

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь.

Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все стремящийся потерять.

Июнь 1945



[Приглашение на дачу.]ПРИГЛАШЕНИЕ НА ДАЧУ

...Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!
У нас васильки собирай хоть охапкой.
Сегодня прошел замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

Он брызнул из маленькой-маленькой тучки
И шел специально для дачного леса,
Раскатистый гром – его верный попутчик –
Над ним хохотал, как подпивший повеса.

На Пушкино в девять идет электричка.
Послушайте, вы отказаться не вправе:
Кукушка снесла в нашей роще яичко,
Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить!

Не будьте ленивы, не будьте упрямы.
Пораньше проснитесь, не мешкая встаньте.
В кокетливых шляпах, как модные дамы,
В лесу мухоморы стоят на пуанте.

Вам будет на сцене лесного театра
Вся наша программа показана разом:
Чудесный денек приготовлен на завтра,
И гром обеспечен, и дождик заказан!

6 июля 1945


[Осенняя песня.]ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.
Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой свернулся лес.

По воздушной легкой лесенке
Опустился и повис
Над окном – ненастья вестником –
Паучок-парашютист.

В эту ночь по кровлям тесаным,
В трубах песни заводя,
Заскребутся духи осени,
Стукнут пальчики дождя.

В сад, покрытый ржавой влагою,
Завтра утром выйдешь ты
И увидишь – за ночь – наголо
Облетевшие цветы.

На листве рябин продрогнувших
Заблестит холодный пот.
Дождик, серый, как воробышек,
Их по ягодке склюет.

1937–1941


[Подмосковная осень.]ПОДМОСКОВНАЯ ОСЕНЬ

В Перово пришла подмосковная осень
С грибами, с рябиной, с ремонтами дач.
Ты больше, пиджак парусиновый сбросив,
Не ловишь ракеткою теннисный мяч.

Березки прозрачны, скворечники немы,
Утрами морозец хрустит по садам:
И дачница в город везет хризантемы,
И дачник увязывает чемодан.

На мокрых лугах зажелтелась морошка.
Охотник в прозрачном и гулком лесу,
По тонкому дерну шагая сторожко,
Несет на плече золотую лису.

Бутылка вина кисловата, как дрожжи.
Закурим, нальем и послушаем, как
Шумит элегический пушкинский дождик
И шаткую свечку колеблет сквозняк.

1937


"Приглашение на дачу" -- это про Черкизово, станция Тарасовская с Ярославского вокзала. А следующая станция -- Клязьма, где была наша дача, где жили мои дед и бабка, и где я провела свое дошкольное детство. Подтверждаю: там все так, как в стихотворении и было, надеюсь, и сейчас не сильно изменилось. :)

"Подмосковная осень" -- тоже дачи, но уже в Перово. Я родилась там и выросла, но вот таким, "дачным", я его не знаю. За 40 лет, прошедших между написание стихотворения и моей прогулочной самостоятельностью, от дач и дачной жизни в Перово не осталось и следа. :)
Привет!

Интересный ресурс.



Коротко и ясно о самом интересном
Стенгазеты для школьников, учителей и родителей. Благотворительный образовательный проект в Санкт-Петербурге.
Тематические информационные подборки.


Выупск 48. Эти странные иностранные языки.
Привет!

Прохор пёк...

Нашла стихотвореньице-потешку смешную и полезную.



М. Садовский
"Прохор пёк пирог"

Прохор пёк.
Пёк, пёк,
Прохор пёк
Пирог.
Тесто стал
С утра месить:
В чан с мукою
Воду лить.
Льёт и льёт
Да вроде мало,
Вдруг увидел -
Жидко стало.
Взял муку
И досыпать --
Загустело всё
Опять.
А!
Воды не жаль -
Долил. . .
Снова слишком
Распустил.
Он муки досыпал
Смело…
И опять
Испортил дело.
Всю муку
В мешке извёл --
За водой
Опять пошёл.
Он и сыплет,
Он и льёт,
Только дело
Не идет.
На работу
Прохор спор,
Так и месит
До сих пор.
Приходите
Через год:
Может,
Что-нибудь спечёт!
Привет!

Что читать пятилеткам. Обновленный вариант поста.

1) На уровень "одно слово + картинка" — книги Татьяны Русситы.


Изображение с сайта магазина "Лабиринт".

2) София Сумнительная серия "Я читаю сам."



3) Юлия Луговская книжки про Пипа.

И те, и другие, и третьи хороши тем, что кроме легкого первого чтения, они так же легко пересказываются.

Когда все книжки в наборах прочитаны, можно предложить ребенку, например, такую игру «про кого читать не будем» — из набора историй кратко рассказать про те, которые он не хочет, чтобы вы читали вслух. "Не будем читать про девочку, у которой выпал зуб." (слова »выпал» в книжке нет, а в голове с вашей помощью оно появляется...) Призом идет — ваше, взрослого, чтение вслух с яркими интонациями или чтение по очереди, другой выбранной книжки.

4) Ирина Поперёкова и соавторы серия нескольких уровней "Я читаю сам". Красочные книжки с текстом от простых двухсловных предложений к мини-текстам из 2-4 предложений. Начальный уровень ближе к подписям под картинками, но снова -- именно то, что нам надо для пересказа в будущем.

У Юлии Луговской в серии про Пипа есть разрезная книжечка "Пип читает". От нее очень логично перейти к книжкам-разрезалкам...

5)... Жени Кац. Одни названия чего стоят! "Бабушка_пилит_малиновый_пирог", "Веселая яблоня сидит на диване"...
Их тоже можно читать весело и по-разному:
- составлять и читать "правильные", "не очень правильные" и "очень не правильные" предложения, перелистывая странички то по одной, то по две-три;
+ перечитывать то с начала, то с конца, то из середины;
+ переписывать самые смешные предложения в тетрадь;
+ придумывать и рисовать картинки-пиктограммы к действиям;
+ по образцу этих книг можно сделать свои похожие книжки с любимыми наклейками или собственными рисунками.



6) Тот же принцип разрезных перепутаниц на три слова, но с чтением сверху вниз, в книгах Юлия Сырых серии "Листай-читай". Их можно раскрашивать и потом дописывать подходящие слова. Этакая книжка-игра-раскраска-рабочая тетрадь.

Следующий этап.
[7), 8), 9), 10), 11), 12)]7) У издательства "Манн, Иванов и Фарбер" есть серия книг-расчитаек с короткими рассказиками. Сейчас в серии:
Юлия Кузнецова "Сказки на один укус",
Елена Мамонтова "Ника превращается",
Татьяна Руссита "Привет, это мы",
Женя Кац "Игрушечные рассказы",
Ася Петрова "У нашей кошки ест бабушка?"

8) Еще одна книжечка Жени Кац "Сашка, Сашка, что в кармашке?" подходит и для совместного чтения и обсуждения, и для бесед, и как образец для книжки о себе.

9) Сергей Федин изд-во "Айрис-пресс" наборы "Я научу тебя читать" -- Письма от гномика Гоши. Если письма от Гоши почему-то "не пойдут" или покажутся слишком простыми, то можно купить готовый набор для писем с каким-нибудь героем (русалкой, пиратом и т.п.) или просто красивой картинкой и самим вступить в переписку с ребенком. Это труднее, но начинающим читателям много текста все равно не под силу, а вы сможете вставлять в письма какие-то детали из вашей жизни...

10) А можно приобрести набор тематических (помните, раньше в СССР издавали наборы по разным сказкам) или игровых (вот, например, таких), и писать небольшие послания-задания. Только помните, что письма и открытки лучше -- приятнее и интереснее -- получать по почте.

11) Пособия типа Елены Янушко "Чемоданчик со словами" полезны в дни, когда ребенок устал, или чтобы снова расчитать его после перерыва.

12) Джон Роу "Обнимите меня, пожалуйста." Книги в продаже нет, но страницы есть в сети, можно почитать с экрана. Отмечу, что в российском секторе книга не получила поддержки родителей.


13) Для совместного чтения:
Аксельрод "Я учусь читать! 40 веселых рассказов, которые помогут вашему ребенку";
"Ты читаешь мне. Я читаю тебе" - Ольги Александровой;
Сущевская "Тексты с дырками и хвостами", если захотите читать+заниматься;
Роб Скоттон серия книг "Котенок Шмяк";
книжки-картинки серии "Союзмультфильм представляет" комиксы по мультфильмам: почитали -- посмотрели -- обсудили.
Привет!

Про дома и хозяев.

Встретился тут один мультик:

"Embarked"


А вспомнился...
[О том, как...]
"О том, как гном покинул дом и... (что произошло потом)"



Очень люблю такие совпадения. Есть над чем подумать, что обсудить. Считаю, что иметь в своем метод-кармане несколько параллельных сюжетов, очень полезно, а с точки зрения модной ныне межкультурной коммуникации, -- просто необходимо. Стоит ли напоминать, что дом -- понятие архитипическое? :)